Кудрицкая Оксана Васильевна
классный руководитель
государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г.Мозыря»
Актуальные направления и формы работы с законными представителями определяются на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер, инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год), программно-планирующей документации учреждения образования.
Общение педагогов с законными представителями учащихся всегда было и остаётся актуальным, так как семья и школа – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой.
Но зачастую в обществе можно услышать следующее разграничение задач: семье принадлежит воспитание, школе — обучение. Такое мнение крайне ошибочно. Образование состоит из воспитания и обучения, и составляющие этого процесса трудно разграничить на практике.
В своей деятельности классного руководителя в работе с законными представителями большое значение отдаю республиканскому «Родительский университет». В ходе проекта 1 раз в четверть провожу занятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы. Работу родительского университета организую с учетом образовательных запросов родителей и закономерностей развития учащихся.
В современном обществе большинство детей испытывают дефицит духовного общения с родителями, которые больше заняты организацией быта и карьерой, а духовно – эмоциональное общение в семье уходит на второй план. Усилению тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка способствует ряд объективных и субъективных причин, а зачастую родители просто не владеют в достаточной мере знанием возрастных особенностей развития ребенка и действуют в вопросах воспитания интуитивно. Следовательно, особую актуальность приобретает тщательно спланированная работа с законными представителями учащихся, предполагающая психолого-педагогическое просвещение, создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного и учебного процесса путем создания единого образовательного пространства: педагоги-родители-дети. Создание данного пространства считаю необходимым и полезным для законных представителей учащихся, стремящихся к самообразованию и совершенствованию, желающих строить доверительные отношения со своими детьми, испытывающие трудности в их воспитании.
При реализации проекта использую различные формы работы: коллективные групповые и индивидуальные. Использую памятки и буклеты. Практикую проведение совместной работы родителей и детей.
Приглашаю специалистов из образовательных, социальных и медицинских организаций. Эксперты смогут обменяться опытом, знаниями и помочь родителям в решении вопросов и проблем.
В своей практике на ряду с положительными моментами при проведении проекта сталкиваюсь и с отрицательными моментами. Существуют и возможные риски. Такие как:
1. Отсутствие заинтересованности у родителей
2. Отказ от сотрудничества.
В качестве снятия этих рисков рекомендую разъяснять цели, задачи, ожидаемых результатов проекта для всех субъектов обучения.
Самое главное, не забывать, что деятельность родительского университета основывается на принципах законности, доверия, уважения, конфиденциальности, соблюдения прав и законных интересов родителей учащихся.