Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Положение о школьной службе медиации

Дата: 20 ноября 2024 в 23:07, Обновлено 20 ноября 2024 в 23:16

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ МЕДИАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6 Г. МОЗЫРЯ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правовой основой настоящего Положения являются Кодекс Республики Беларусь об образовании и Закон Республики Беларусь «О медиации».

1.2. Настоящее Положение определяет основы деятельности Школьной службы медиации как приоритетного способа урегулирования конфликтов и споров, возникших у участников образовательных отношений между собой и с иными лицами, в том числе при противоправном поведении обучающихся как участников образовательных отношений в государственном учреждении образования « Средняя школа № 6 г. Мозыря» (далее – Школа).

1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

Конфликт (спор) − сложившаяся ситуация, в которой одна из двух и более участников образовательных отношений стремится занять либо отстоять свою позицию, вызывающую разногласия, либо не совместимую или противоположную по отношению к правам и интересам другой стороны (других сторон).

Школьная служба медиации (далее - Служба) - коллегиальный орган, рассматривающий конфликты (споры) на основании поступившей и полученной информации, применяющий медиативные принципы, технологии, программы урегулирования конфликтов (споров) и практики восстановительной медиации. При необходимости Служба может воспользоваться услугами медиатора учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» (далее – Центр), учредителем которого является общественное объединение «Белорусский республиканский союз юристов».

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

2.1. Цели службы:

содействие в формировании благоприятной атмосферы в ученических коллективах, в педагогическом коллективе, в семьях учащихся;

гармонизация межличностных отношений между участниками образовательных отношений;

формирование коммуникативных навыков, привитие участникам образовательных отношений цивилизованных мирных форм урегулирования конфликтов и разрешения споров в школе и за ее пределами;

профориентация учащихся, принимающих участие в деятельности Службы, а также в урегулировании конфликтов и разрешении споров в качестве стороны спора (конфликта);

повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса.

2.2. Задачи службы:

оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в урегулирования конфликтов и разрешения споров;

проведение программ урегулирования конфликтов для участников споров и противоправных ситуаций;

обучение участников образовательных отношений цивилизованным формам урегулирования конфликтов и разрешения споров и осознание ответственности за свои действия;

организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательных отношений о функциях и принципах программ урегулирования конфликтов.

2.3. Принципы деятельности Службы:

принцип добровольности, который заключается в добровольном участии спорящих (конфликтующих) сторон в процедурах по урегулированию конфликтов (споров);

принцип конфиденциальности, который заключается в неразглашении Службой и конфликтующими сторонами информации, ставшей известной в процессе урегулирования конфликта, за исключением информации, с распространением которой согласились участники конфликта (спора), а также информации о готовящемся или совершенном преступлении (правонарушении), о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;

принцип нейтральности, который заключается в беспристрастном рассмотрении Службой конфликта (спора), в процессе которого не высказываются оценочные суждения о характере и сложности самого конфликта (спора), его участниках, об их действиях (бездействии), не определяются их виновность или невиновность, а оказывается содействие сторонам в самостоятельном поиске ими способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него.

3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ

3.1. Служба состоит из куратора, учащихся Школы, как правило, 7-11 классов («юные медиаторы»), педагога-психолога Школы, обученных из числа преподавателей Школы или привлечённых медиаторов (школьные медиаторы).  В состав Службы могут быть допущены иные участники образовательных отношений, изъявившие желание участвовать в работе Службы и прошедшие специальное обучение техникам медиации, проведённое Учебно-практическим учреждением «Центр «Медиация и право».

3.2. Куратором Службы может быть педагогический работник (или учащийся), прошедший специальное обучение техникам медиации и изъявивший желание выполнять обязанности куратора.

3.3. Медиатором может быть физическое лицо, прошедшее специальную подготовку в области медиации и имеющее свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Школьным медиатором, в том числе юным медиатором, может быть физическое лицо, прошедшее специальное обучение в области медиации (по специальной программе подготовки Центра «Школьная медиация»), изъявившее желание работать в Школьной службе медиации.

3.4. Куратор Службы любым доступным способом (объявление на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, информации на стендах, на официальном сайте школы и других ресурсах) информирует о наборе в группу по подготовке учащихся и других участников образовательных отношений по направлению «Школьная медиация», по программе подготовленной Центром.

3.5.  Не позднее  30 августа каждого года директор Школы издает приказ о формировании Службы, В случае выбытия кого-либо из числа участников Службы по разным причинам (окончание Школы, переезд в другую местность, личное желание и прочие), на освободившееся место директором Школы утверждается любой участник, выбранный куратором Службы из числа прошедших обучение, согласно абзаца 2 п. 3.3 настоящего Положения.

4. ПОРЯДОК РАБОТЫ СЛУЖБЫ

4.1. Информация о конфликте (споре) поступает в Службу от любого участника образовательных отношений любым доступным способом (личное обращение к любому участнику Службы, письменное заявление в свободной форме и другие способы).

4.2. С момента поступления информации о конфликте (споре) Служба в течение одного дня проводит предварительное обсуждение данной информации между участниками Службы и медиатором (посредством телефонных переговоров, переписки по электронной почте и др.).

4.3. Если по результатам предварительного обсуждения Служба принимает решение о проведении медиативных переговоров, то данное решение оформляется куратором Службы в виде записи в Журнале с предложением сторонам конфликта (спора) принять участие в медиативных переговорах. Стороны конфликта (спора) извещаются о принятом решении любым доступным способом (по телефону, электронной почте, письменно и т.д).

После получения Службой согласия от каждой из сторон конфликта (спора) на участие в медиативных переговорах Служба в кратчайшие сроки любым доступным способом сообщает сторонам конфликта (спора) время и место предварительной индивидуальной встречи. Если стороной конфликта (спора) является несовершеннолетний, то требуется также согласие одного из родителей (законных представителей).

4.4. На предварительной индивидуальной встрече Служба знакомит каждую из сторон конфликта (спора) с правами и обязанностями в процессе медиативных переговоров, выясняет пожелания, предложения, опасения и другую дополнительную информацию, а также выясняет готовность сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече.

4.5. При отсутствии готовности сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече, в медиативных переговорах проводятся дополнительные индивидуальные встречи (беседы) с одной или несколькими сторонами конфликта (спора).

4.6. Во время совместной встречи Служба содействует сторонам конфликта (спора) в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него, в формировании решения, основанного на поиске общего интереса, на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон конфликта (спора). Служба создает условия, при которых за сторонами конфликта (спора) сохраняется право и возможности влияния на процесс выработки и принятия решения по конфликту (спору), а также на содержание этого решения.

4.7. Выработанное сторонами решение оформляется Службой в письменной форме (медиативное соглашение, примирительный договор, рекомендации), если сами стороны не решили ограничиться устными договоренностями. В письменном решении могут иметь место, в частности, следующие примерные результаты медиативных переговоров:

восстановление миропорядка, существовавшего до конфликтного (спорного) события, в том числе путем взаимных или односторонних извинений, уступок, деятельного раскаяния;

 осознание и принятие участниками конфликта (спора) результатов анализа причин и мотивов, которые стали побудительным импульсом для поступка (действия), спровоцировавшего конфликт (спор), с целью их не повторения и предупреждения;

приобретение участниками конфликта (спора) опыта содействия примирению, публичного обмена мнениями, впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и других навыков, способствующих в последующих ситуациях выходу без конфликта (спора).

4.8. Стороны несут самостоятельную ответственность за выполнение взятых на себя обязательств, зафиксированных в решении. При возникновении проблем в выполнении обязательств, Служба может выступить инициатором индивидуальных или совместных встреч для оказания помощи сторонам в преодолении указанных проблем. Результатом данных встреч может стать достижение сторонами нового решения.

4.9. Служба по просьбе администрации школы может участвовать в проведении просветительных и иных мероприятий с участниками образовательных отношений, направленных на профилактику конфликтных ситуаций, на повышение уровня толерантности, профессиональную ориентацию и достижение других целей и задач в соответствии с настоящим Положением.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ

5.1. Служба обеспечивается условиями для индивидуальных и совместных встреч, обсуждения, бесед, а также организационными и техническими средствами (помещениями, иными возможностями, бумагой, средствами аудио-, видеозаписи, множительной и иной оргтехникой).

5.2. Протоколы, обращения, письма, стенограммы и другие документы Службы хранятся в отдельном месте  сейфе (шкафу), расположенном в кабинете педагога-психолога.

5.3. Уполномоченный участник Службы ведет делопроизводство в соответствии с правилами коллегиального органа, которые предполагают комплектование каждого вида документов в отдельной папке и в хронологии.

5.4.  Расходы на приобретение товаров на организационное и документационное обеспечение деятельности Службы возмещаются из средств Попечительского совета Школы в размере, определяемом Попечительским советом Школы самостоятельно, на каждый год по предварительному согласованию с Директором Школы

5.5. Документы от уполномоченного участника Службы прежнего состава к уполномоченному участнику Службы нового состава передаются по акту приёма-передачи, который также хранится в этом сейфе (шкафу).

6. ОТЧЁТ СЛУЖБЫ

6.1. Куратор Службы не позднее 18 мая каждого учебного года составляет и предоставляет отчет об общих результатах работы Службы за год.

6.2. Отчет Службы представляет собой статистические сведения о количестве:

поступивших в Службу обращений (информации);

рассмотренных Службой обращений (информации);

принятых решений (заключенных медиативных соглашений, примирительных договоров, рекомендаций).

7. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

7.1. Любой участник образовательных отношений вправе направить на имя руководителя Службы свои предложения о внесении изменений в настоящее Положение.

7.2. Куратор Службы в течение десяти календарных дней с момента получения предложений о внесении изменений в настоящее Положение обязан вынести их на обсуждение Службы.

7.3. По результатам обсуждения Служба формирует проект о внесении изменений в настоящее Положение, либо направляет участнику образовательных отношений мотивированный отказ во внесении изменений в настоящее Положение.

7.4. Мотивированный отказ может быть обжалован участником образовательных отношений директору Школы.

7.5. Решение директора Школы по результатам рассмотрения жалобы подлежит обжалованию путем обращения в Педсовет Школы, решение которого является окончательным и обжалованию не подлежит.

7.6. Проект о внесении изменений в настоящее Положение выносится на обсуждение уполномоченных органов участников образовательных отношений. Решение об утверждении изменений принимается простым большинством голосов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.